1 тур. Важный звук
Привет, участники конкурса!
Перед вами - теория к первому туру. Мы собрали здесь знания, которые вам пригодятся при выполнении задания. Конечно, это только основы, но они станут хорошим помощником для новичков, а тем, кто уже имеет опыт в создании видео, укажут направления дальнейшего развития.
В каждом туре теория разделена на части:
Работа с техникой
Теория монтажа
Основы съемки
Работа с видеоредактором
Кроме того, вас ждут интересные вебинары от экспертов и партнеров конкурса. Если в вашей команде несколько человек, вы можете распределить роли, чтобы изучать необходимую вам часть. Но мы бы рекомендовали познакомиться со всеми направлениями - это позволит вам лучше понимать процесс создания видео, откроет больше возможностей для воплощения ваших идей.

В первом туре нам предстоит изучить особенности работы со звуком. Почему звук? Потому что это одно из важнейших составляющих хорошего видео, которому, увы, уделяют слишком мало внимания. Если вы научитесь записывать звук правильно - это добавит много плюсов любому вашему видео. Звук одинаково важен и для полнометражных фильмов, и для влогов и даже для коротких роликов в тик-ток.
Какая техника понадобится в первом туре?
Запись на смартфон
Какие особенности стоит учесть? Каждый смартфон записывает звук по-разномую Рекомендуем протестировать несколько смартфонов и выбрать оптимальный. Прослушивать звук, записанный во время тестов, лучше через колонки, а не с динамиков смартфона.

На качество звука влияет и приложение для записи. Встроенный диктофон простой, он не дает возможности работать с настройками. Поэтому на смартфон можно поставить одно из бесплатных приложений для записи звука: с регулировкой громкости, смены формата записи и т.д.
Внешнее устройство
Если у вас есть внешний диктофон или рекордер, то, он скорее всего подойдет для записи звука лучше, чем смартфон. Изучите настройки. Если бумажная инструкция не сохранилась, ее всегда можно скачать из интернета. Запишите звук, сравните с записью на телефон.
Микрофон
Очень хорошо, если у вас есть внешний микрофон или петличка, их можно подключить к смартфону/ диктофону/ рекордеру или к компьютеру, чтобы записывать звук напрямую в видеоредактор. Как записать звук в видеоредакторе смотрите здесь.
Совет экспертов
Обратите внимание, что при записи на улице лучше использовать микрофоны и петлички с ветрозащитой, подойдет мягкая поролоновая или меховая насадка.
Постарайтесь использовать при записи и монтаже большие наушники. Гарнитуры не передают звук достаточно хорошо.

Партнер конкурса, компания е2е4, подготовила для вас презентацию и краткий мастер-класс от экспертов, которые помогут разобраться с тем какие микрофоны лучше всего использовать и какие ошибки при работе с микрофонами возникают чаще всего.

• Презентация здесь.

• Мастер-класс от экспертов компании здесь.
Где и когда записывать звук?
В этом туре предполагается студийная запись. Поэтому лучше всего найти тихое небольшое помещение. Если вы будете работать в классе, выбирайте время, когда в школе заканчиваются уроки. Среди всех кабинетов лучше всего подойдет заполненный мебелью (парты, доски, шкафы…). Почему? Сейчас расскажем.

Во время записи могут вмешаться посторонние звуки. Если рядом есть большая дорога, а окна пропускают звук, то скорее всего, шум машин и сигналы автомобилей помешают записи. Но даже если окна выходят во двор, вам придется следить за тем, чтобы на запись не попал, например, лай собаки.

Кроме того, помещение не должно быть слишком просторным и слишком пустым. В такой комнате появляется эхо, поскольку звук отражается от стен и «звенит». Можно проверить, подходит ли помещение для записи, для этого похлопайте в ладоши.


Что делать если помещение звонкое?
Отнять у звука возможность отражаться от стен. Современные решения – это акустические панели или акустический поролон. Но для многих детских студий такой вариант недоступен, а некоторые участники и вовсе работают из дома. Как быть?

• Можно соорудить из мягкого материала небольшой экран для микрофона, чтобы звук не доходил до стен. Можно даже соорудить что-то похожее на комнату для записи из коробки.

• Если поролона нет, его можно заменить, например одеялом. А коробку и экран можно заменить открытыми дверцами шкафа. Возможно, выглядеть будет не очень красиво, зато такая конструкция выполнит свою главную задачу – не даст звуку отразиться от стен и зазвенеть.

• Если совсем нет возможности менять что-то в комнате, во время записи звука можно накрыться одеялом.
Мир звуков очень разнообразен. Когда вы работаете с аудио, вы сталкиваетесь
с разными категориями: звуки, речь, музыка. Разберем особенности работы с ними.
Музыка
При подборе музыки советуем обращать внимание на авторские права. У любой музыки есть автор, все треки в интернете кому-то принадлежат. Поэтому нужно использовать музыку с открытой лицензией (можно использовать в любых случаях), либо с лицензией Creative Commons (можно использовать в некоммерческих целях).

Как найти такую музыку? В видеоредакторе Movavi есть библиотека файлов, в которой вы найдете мелодии - их можно использовать без ограничения.

Если этой музыки недостаточно, можно написать в строке поисковика «Музыка с лицензией СС», перейти на предложенные сайты и поискать там подходящий трек. В интернете много мелодий, которые можно скачать бесплатно.

В качестве фоновой музыки рекомендуем использовать мелодии, особенно если у вас есть закадровый текст. Если вы добавляете к ролику песню, то обращайте внимание на слова, они должны соответствовать теме и не мешать слушать закадровый текст.

Мелодия должна подходить под настроение вашего ролика. Если вы снимаете лиричную историю, выбирайте спокойную мелодию. Если у вас в кадре боевик, то и музыка должна быть динамичной. Удачная мелодия украсит ваше видео. Выбор мелодии дело не сложное, но долгое - учтите это при составлении плана работы.
Речь
Речь человека может быть записана во время съемки (герои разговаривают в кадре), а может быть записана в студии во время монтажа (закадровый текст, дублирование). В первом туре мы будем работать с озвучкой, поэтому нам понадобится только студийная запись.

При записи голоса обратите внимание на чистоту речи и интонацию говорящего. Можно отрепетировать текст заранее. Обязательно записывайте несколько дублей одной и той же фразы, чтобы на монтаже у вас был выбор. С технической стороны обращайте внимание на уровень громкости и отсутствие посторонних шумов. Сразу после записи обязательно проверьте, что голос действительно записался.

Звуки
Звуки можно условно разделить на несколько типов.
Естественные (природные), которые мы можем записать, выйдя на улицу (ветер, шум волн, шелест листвы...). Искусственные (технические), связанные с деятельностью человека (мотор машины, свист чайника, скрип колеса…).

Эти звуки можно записать либо в их естественной локации без изменений, либо в студии. При записи в студии чаще всего звуки имитируют. Например, хруст снега под ногами записывают с помощью хруста хлопьев, а гром с помощью большого листа железа. Студийные звуки чаще всего получаются ярче, чем настоящие.

Третий тип звуков самый интересный, но и самый сложный - несуществующие звуки. К ним относится, например, крик динозавра или речь инопланетянина. Их приходится придумывать, делать много вариантов записи, пока они не подойдут к картинке идеально.
Рекомендации экспертов. Система хранения файлов.
Прежде, чем приступать к монтажу cоздайте на рабочем столе (или в другом удобном месте) папку «Ролик». В ней будут папки «Исходные звуки», «Исходное видео», «Проект» и «Готовое видео». Для чего они нужны?
В папку «Исходные звуки» поместите все звуки, которые вы записали. Для удобства можно их правильно назвать, например, «1», «2» или «Сцена 1 Звук 1» или «Приветствие Дубль 1»... Это позволит быстро найти нужный звук и сократит время монтажа.
При необходимости можно создать папку «Скачанные звуки»
и поместить туда мелодию. Папка «Исходное видео» понадобится для хранения видео, которое вы будете озвучивать.
В папке «Проект» будет проект вашего видео. Зачем он нужен? Чтобы программа запомнила все, что вы смонтировали и вы могли открывать проект неоднократно, монтировать в течение нескольких дней или, например, что-то срочно исправлять, после того как видео будет готово.
В папку «Готовое видео вы сохраните ваше готовое видео. Его будет удобно искать. В эту же папку можно будет сохранять обновленное видео, если вы будете его менять.
Эту систему мы рекомендуем применять при работе с видео всегда. Она поможет вам избежать ошибок и сохранит много времени.

• Для чего хранить все исходные файлы в одном месте на компьютере?
Чтобы программа их не потеряла. Если вы будете хранить файлы на флешке, а на второй день монтажа забудете ее дома или просто переместите файлы, программа их потеряет, потому что она помнит, где они лежали раньше и увидит, что больше их нет. Это не критично, но вам придется указать программе новое место хранения.
Немного о монтаже.
Для знакомства с программой мы подготовили ролики.
Как установить библиотеку файлов, если впервые поставили программу
Как добавить в программу файлы и сохранить готовый ролик
Как работать с уровнем громкости с помощью точек громкости
Анонс задания
MediaJunior
В первом туре вам предстоит озвучить мультфильм, используя минимум три дорожки: голоса героя, звуки и музыка. Часть звуков можно будет скачать из библиотеки. Эксперты проведут дополнительный вебинар для юниоров: разбор задания. Вебинар пройдет 6 октября в 14.30 (Мск). Ссылку на вебинар можно будет увидеть в объявлениях на сайте и в чате конкурса.

ЗАДАНИЕ JUNIOR ЗДЕСЬ

ОБУЧАЮЩИЙ ВЕБИНАР ОТ 06.10.2021 ЗДЕСЬ
MadiaMaker
В первом туре вам предстоит озвучить мультфильм, используя минимум три дорожки: голоса героя, звуки и музыка. Все звуки должны быть записаны самостоятельно. Эксперты проведут дополнительный вебинар для мейкеров: разбор задания + монтаж озвучки. Вебинар пройдет 8 октября в 14.30 (Мск). Ссылку на вебинар можно будет увидеть в объявлениях на сайте и в чате конкурса.

ЗАДАНИЕ MAKER ЗДЕСЬ
MediaLeader
В первом туре ваша задача - сделать видеоурок, состоящий из презентации и ее озвучки. Дополнительный обучающий ролик по созданию видеоурока будет выложен вместе с заданием.

ЗАДАНИЕ LEADER ЗДЕСЬ
План работы
Изучить теорию, которая выложена на сайте.
Познакомиться самым простым функционалом программы: добавление файлов, сохранение проекта и готового видео, работа со звуком.
Изучить дополнительные материалы, которые есть в ссылках обучения.
Принять участие в вебинарах от экспертов.
Изучить подробное задание (будет выложено позже).
Выполнить задание, соответственно ТЗ (будет выложено позже).
Вдохновляющие ролики
• Участники конкурса прошлого года специально для вас сняли ролики о том, как правильно работать со звуком. Рекомендуем к просмотру! Роликами поделились:

- Простомолотов Ярослав,
- Наталья Сумарокова,
- Алиса Лубнина,
- ДШИ № 2, г. Саров.
• Организаторы конкурса традиционно попробовали самостоятельно выполнить задание тура, и сняли об этом ролики. За предоставленный мультфильм спасибо студии "Мельница"! Пока вы изучаете теорию, посмотрите, какой получилась озвучка у организаторов:

- ролик с оригинальным звуком,
- ролик переозвученный организаторами,
- небольшой бэкстейдж.
На случай, если вам мало роликов, у нас есть еще:

• Рассказ о том, как озвучивать ролики.

• Смешной, но вдохновляющий ролик о шумовике.
Записи вебинаров
Вебинар «Я/мы команда» от 8 октября

Настроить работу в команде – одна из самых важных составляющих для успеха проекта, но не самая легкая задача. Именно об этом поговорили на вебинаре «Я/Мы - команда!»

Владимир Мартынов, бизнес-тренер и основатель компании LifeSkills ответил на такие важные вопросы, как: что такое «работа в команде?», почему мы не понимаем друг друга? кто самый ценный член команды? что делать, если все ругаются и дело не двигается?

Презентация вебинара


Наши контакты
Боровкова
Инна Юрьевна
старший специалист проекта Movavi Образование

куратор конкурса, г. Москва
contest@movavi.com
Зяблицкая
Мария Александровна
старший специалист проекта Movavi Образование

г. Новосибирск (UTC +7)
contest@movavi.com