3 тур. Крупности и ракурсы
Вы уже умеете озвучивать ролики, знаете как выставить кадр и построить композицию, пора переходить к работе с видео. В этом туре вам пригодятся знания о крупности планов, ракурсах и раскадровке, чтобы вы смогли правильно строить визуальное повествование. Из оборудования в этом туре вам понадобится видеокамера, устройство для записи звука, а также хромакей.
Монтаж по крупности
Это одно из основных правил создания видео. Наверняка вы знаете, что чаще всего в готовом видео происходит смена планов по крупности. Например, главного героя иногда показывают далеко, а иногда близко, а иногда очень-очень близко, когда в кадр помещается один глаз. Это разные по крупности планы. Иногда кажется, что оператор их снимает на свой вкус, а режиссер монтажа склеивает их так, как ему нравится. Но на самом деле есть определенное правило, позволяющее делать это красиво и правильно.
Кадр и план
Дадим определение понятиям «кадр» и «план».

Один «кадр» – это один файл, записанный с помощью одного действия вкл-выкл (от нажатия кнопки «запись» до ее выключения). Кадр может длится и 10 секунд, и час – в зависимости от того, как долго оператор вел запись. В этом же значении вы можете встретить термин «кинокадр».

Второе значение термина «кадр» - минимальная неделимая часть видео. Вы можете встретить этот термин в выражении «24 кадра в секунду». Профессионалы старой закалки называют это «кадрик», однако сегодня вы редко встретите такое название.

Что же такое «план»? Этот термин означает крупность, то, как именно показан в кадре объект. План – это рамки вашего кадра, внутри которого есть объект. Можно одним кадром снять несколько планов.

У каждого плана есть свое название, соответствующее крупности. В учебниках по созданию кино можно встретить разные варианты деления, мы будем работать с планами, которые разработал известный советский кинорежиссер Лев Кулешов.

Крупность плана определяют тем,
какая часть человека помещается в кадре.
На дальнем плане человек будет достаточно маленьким. Этот план нужен для того, чтобы показать локацию и место, где герой будет действовать.
На общем плане человек помещается целиком, но есть небольшие расстояния: между головой и верхним краем кадра, между ногами и нижним краем кадра. На общем плане можно рассмотреть образ героя, показать сразу несколько героев и их взаимодействие.
На 1 и 2 средних планах человек помещается на половину, кадр обрезан чуть выше или чуть ниже пояса. Такие планы чаще всего подходят для записи интервью, а в фильмах для съемки диалогов.
Граница крупного плана проходит примерно по ключицам, а между головой и верхним краем кадра обязательно будет немного воздуха. Такой план вам может пригодится, например, чтобы сделать акцент на эмоциях героя.
Если в кадре помещается только часть головы, то это деталь. Кроме того, деталью будет часть руки, пальцы и т.д.
Монтаж по крупности рассказывает не только о съемке разных планов, но и о том, как правильно их друг с другом соединять. Если сформулировать просто: склеивать кадры между собой рекомендуется через один (деталь и 1 средний; крупный и 2 средний; 1 средний и деталь и т.д).
Если перескакивать слишком далеко и склеивать, например, деталь и дальний план – резкий скачок доставит при просмотре неприятные ощущения.
Ракурс
В предыдущем туре вы узнали, что важнейшее составляющее успешного видео - композиция кадра. Многое зависит от того, как вы разместите камеру на съемочной площадке и что покажете в кадре. Еще одно правило композиции – ракурс.

Если сформулировать простыми словами, ракурс – это то, под каким углом камера смотрит на героя. Ракурс отвечает скорее не за красоту кадра, а за эмоциональность. Давайте разберем основные виды ракурсов на примере фильма «Фантастические твари.

1. Нейтральный ракурс

Камера расположена напротив глаз героя.

Как можно понять из названия, это обычный ракурс, он максимально нейтральный. Он не несет эмоциональную нагрузку, поэтому его используют чаще всего. Обратите внимание, что камера всегда должна быть расположена на уровне глаз героя, если только вы не задумали добиться какого-то эффекта. Если ваш герой высокий, то штатив нужно максимально поднимать. Если герой не высокий — например, собака — во время съемок камера должна быть расположена низко, почти на полу.

2. Нижний ракурс

Камера направлена снизу вверх.

Такой ракурс чаще всего используют, чтобы подчеркнуть доминирование героя, его превосходство. Герой в кадре нависает над зрителем, он как будто несет угрозу. Часто такой ракурс режиссер выбирает, что бы показать злодея в момент нападения или намекнуть зрителю, кто это герой окажется злым.

3. Верхний ракурс

Камера снимает сверху вниз.

Такой ракурс позволяет показать уязвимость героя или неуверенность в себе. Чаще всего это персонаж в момент слабости. Хотя иногда такой ракурс можно использовать, например, чтобы сделать акцент на росте персонажа.
4. Субъективная камера

Камера снимает от лица героя.

Такая камера дает нам возможность посмотреть на мир глазами героя. Субъективная камера помогает раскрывать внутреннее состояние героя, сопереживать ему или следить за ходом его мыслей.
5. Нейтральный нижний

Камера снимает с максимально нижней точки.

Такой ракурс тоже называют нижним. Камера обычно стоит на полу, однако направлена не вверх, а нейтрально по отношению к объекту в кадре. Часто такой ракурс применяют, например, чтобы показать шаги героя крупным планом.

6. С высоты

Камера снимает как бы с высоты птичьего полета.

Такой ракурс чаще нейтральный по эмоциональности.
Его используют, чтобы показать место действия, масштаб или направление перемещения героя.

7. Голландский угол

Камера наклонена на бок и часто смотрит на героя снизу. Горизонт завален.

Это достаточно редкий ракурс. Режиссеры любят голландский угол за возможность показать дезориентацию героя, его душевный слом или сильное перенапряжение. Чем сложнее герою, тем сильнее будет наклон камеры.
Как выбрать оптику?

Эксперты компании е2е4 записали для участников конкурса вебинар о том, какую оптику лучше выбрать для съемки разных планов, чем один объектив отличается от другого, есть ли разница между дорогими и дешевыми объективами и в чем она заключается, а также рассказали о работе с хромакеем.
Раскадровка
Теперь скажем пару слов о верном иструменте многих режиссеров - раскадровке.

Раскадровка похожа на комикс. Это кадры, последовательно размещенные на листе так, как будет смонтировано ваше видео. Причем с соблюдением чередования крупностей и выбором ракурса. Задача каждого кадра - обозначить как именно камера снимет этот план, и какой план с каким будет стыковаться на монтаже.

Иногда под кадрами пишут важную информацию, например, про постановку света, или помечают какие реплики героев придутся на этот план.


Пример раскадровки сцены в классе:
Для чего нужна раскадровка?

Новичкам она отлично помогает учиться снимать «монтажно, чтобы при склеивать кадры между собой по правилам без проблем. Съемочным группам она помогает ускорить процесс съемки: оператор, актеры и режиссер гораздо быстрее договариваются о том, как должен быть снят кадр. При создании фильмов раскадровка помогает не запутаться в съемке разных сцен, а еще служит подспорьем в выстраивании графика съемки, графика работы актеров и персонала на площадке, а иногда и сокращает расходы. И, конечно, раскадровка помогает значительно сократить время монтажа.

Чаще всего раскадровку рисуют от руки, причем художественные навыки здесь не важны, а может даже и вредят процессу. Главная задача раскадровки - правильно обозначить расположение объектов в кадре. Если вы будете детально прорисовывать раскадровку, это значительно затянет процесс.

Для тренировки очень пригодится составление раскадровки из стоп-кадров разных фильмов. Выбирайте понравившуюся сцену, разбирайте ее на кадры, составляйте раскадровку, смотрите на то, какие крупности и ракурсы выбрал режиссер, как он собрал кадры между собой, делайте выводы. Каждый фильм - это готовое обучающее пособие.
Что такое хромакей?
При выполнении задания 3 тура вам понадобится хромакей. Давайте познакомимся с тем, что же это такое. Дословно chromakey переводится как «цветовой ключ». Хромакеем называют и функцию видеоредактора и физический цветной фон, натянутый в студии.

Как инструмент «хромакей» работает во время монтажа?
Вы помещаете в программу изображение, задаете цвет и программа вырезает из изображения все объекты этого цвета. Причем не просто вырезает, а оставляет на месте этого цвета "дыру", прозрачный фон. Под изображение с прозрачным фоном удобно помещать другое изображение или другой фон, чтобы незаметно объединить кадры.

Почему хромакей в студиях зеленый?
Ответ очень простой: потому что в коже человека нет оттенков зеленого, а значит если мы будем вырезать зеленый фон, человек в кадре останется неизменным.
На самом деле в качестве хромакея можно использовать любой цвет, например, желтый или синий, но такие фоны используют обычно при работе с предметами.

Работа с хромакеем

Секретами работы с зеленым фоном с нами поделился Роман Раков, руководитель молодежного медиацентра и режиссер в МЦ «Порт», учитель Movavi (г. Зеленодольск).

Роман рассказал, чем можно заменить профессиональный хромакей, если в вашей студии его нет, да и возможность покупки в ближайшее время не предвидится.
Что заменит хромакей? Выжимка советов
Зеленая ткань
В качестве фона можно натянуть на стену зеленую ткань. Подойдет любой яркий оттенок. Это может быть и купленная ткань и, например, шторы или простынь. Главное, чтобы это был чистый зеленый фон, без рисунков и смены оттенков.
Зеленая бумага
Если нет ткани, можно собрать фон из зеленой бумаги. В магазинах можно найти зеленые ватманы. Можно собрать фон и из обычной цветной бумаги формата А4, аккуратно склеенной между собой. Можно даже просто покрасить бумагу, однако, важно получить единый цвет, без оттенков.
Проектор
Если у вас дома есть проектор, можно подсветить стену ярким зеленым, и встать между проектором и стеной так, чтобы свет не попадал на вас.
Зеленая стена
Если у вас есть помещение, где вы планируете постоянно проводить съемки, можно покрасить стену в зеленый. Единственное, на что следует обратить внимание - поверхность стены должна быть ровной и гладкой, а краска не должна быть глянцевой. Неровности дадут тени, а глянец даст блики - и то, и другое испортит зеленый цвет.
Совет экспертов

Самое важное в работе с хромакеем - стадия съемки. Если снять зеленый фон неправильно - программа не исправит ошибку. Поэтому учитывайте эти советы.

При работе с хромакеем избегайте теней. Любая тень на цветном хромакее - это уже не зеленый, а серый или черный цвет. Программа такой цвет не вырежет, и качество картинки будет плохим. Обязательно растягивайте ткань фона, избегайте складок.
Чтобы на хромакее не было тени от героя в кадре, попросите его отойти на пару шагов от стены и поставьте между героем и стеной светильник, направленный на фон.

Еще один фактор, который может повлиять на качество картинки - отражение зеленого на человеке. Яркий свет может отразиться от зеленого фона и окрасить шею человека или волосы, в таком случае, при монтаже вместе с фоном будет вырезано лишнее.

Не забудьте, что программа вырезает весь зеленый цвет без разбора, поэтому проверьте, что у человека в кадре нет зеленого в одежде, аксессуарах или украшениях.
Задания
MediaJunior, MediaMaker
Задание третьего тура - косплей. Вам предстоит переснять сцену из фильма, правильно воссоздавая крупности, чередование кадров и ракурсы. Хромакей понадобится для работы над одним из планов сцены.

Дополнительные рекомендации по съемке и монтажу можно получить на вебинаре 6 декабря.

Задание для Junior: ЗДЕСЬ

Задание для Maker: ЗДЕСЬ
MediaLeader
В третьем туре вам предстоит снять обучающее видео, используя разные крупности и ракурсы. Дополнительные рекомендации по съемке и монтажу обучающего видео можно получить на вебинаре 6 декабря.

Задание Leader: ЗДЕСЬ

План работы
Изучить теорию, которая выложена на сайте
Познакомиться функцией программы: хромакей
Найти или сделать самостоятельно зеленый фон для съемки
Принять участие в вебинарах от экспертов
Изучить задание (будет выложено позже)
Выполнить задание, соответственно ТЗ (будет выложено позже)
Записи вебинаров
Вебинар «Секреты виртуальной презентабельности»

Для кураторов команд (педагогов и воспитателей)
Вебинар от Бельгийского образовательного совета (Belgian Education Council) о том, как выглядеть на отлично во время онлайн-урока и почему это важно.
Об этом и многом другом рассказала ведущая вебинара
Аксана Позднякова, директор Belgian Education Council, лидер международного образовательного движения «Киберпедагог», международный эксперт по образовательным технологиям, тренер, организатор программ повышения квалификации и научных стажировок для преподавателей в 10 странах Европы.
Вебинар «Кулешов: как работает монтаж»

Для участников всех номинаций (школьников и педагогов).
Ведущий вебинара Николай Владимирович Скуйбин, кинорежиссер, декан режиссерского факультета ВГИК, доцент кафедры телевидения, руководитель мастерской режиссуры ТВ. На вебинаре вы узнаете: о важности последовательности кадров и наглядно увидите волшебство монтажа по Льву Кулешову, кинорежиссеру, который перевернул советский и даже мировой кинематограф.
Вебинар «Разбираем задание 3 тура»

Вебинар посвящен ответам на вопросы, которые возникли у участников в ходе обучения или знакомства с заданием 3 тура, а также демонстрацией бюджетного косплея на примерах конкурсных работ прошлых лет и копии фрагмента передачи на канале Discovery от организаторов.
Провела вебинар Мария Зяблицкая, старший специалист проекта Movavi Образование.
Вебинар «Искусство кинокопии»

Вебинар для номинации «MediaJunior».

На вебинаре разобрали ракурсы и планы, на примерах увидели волшебство применения хромакея, узнали о важности раскадровки при создании видеопродукта.
Ведущие вебинара кураторы номинации, педагоги ГБОУ Школа №283 (г. Москва) - Елена Анатольевна Кажаева и Анастасия Сергеевна Мирошина.
Наши контакты
Боровкова
Инна Юрьевна
старший специалист проекта Movavi Образование

куратор конкурса, г. Москва
contest@movavi.com
Зяблицкая
Мария Александровна
старший специалист проекта Movavi Образование

г. Новосибирск (UTC +7)
contest@movavi.com