4 тур. Клипмейкинг
В 4 туре вы познакомитесь с цветом и светом в кадре, а также узнаете, что такое монтаж по ритму. Самым подходящим заданием для изучения этой теории будет съемка музыкального клипа!
Мелодии
Первое с чего стоит начать - выбор мелодии. Наверняка вы уже успели убедиться, что мелодия задает атмосферу всему видеоряду? От нее, например, зависит продолжительность планов и выбор времени склеек, а это отчасти влияет и на содержание. Мелодия лиричная? Значит планы будут длинными, возможно, в кадре понадобятся прогулки по лесу или вечерние огни города. Песня очень веселая и ритмичная? Скорее всего, планы будут меняться часто, а на съемках пригодятся яркие наряды и необычные места.
В этом туре вы сможете работать с любой песней на ваш выбор.

При выборе учтите:

  • Если вы не будете публиковать клип в соцсетях, то подойдет любая песня.
  • Если вы хотите опубликовать клип: выбирайте песню с лицензией СС или можно исполнить любимую песню самостоятельно.

При работе с песней внимательно изучите текст, особенно если песня на иностранном языке.
Во-первых, текст будет влиять на содержание вашего клипа, а во вторых, вы не попадете в неловкую ситуацию, когда при переводе окажется, что текст не вполне подходящего содержания.
Монтаж по ритму
Один из десяти основных принципов монтажа: монтаж по ритму. Наверняка вы что-то слышали о сильных долях в мелодии. Тем, кто ходит в музыкальную школу или просто играет на инструментах, этот термин наверняка знаком. Это тот самый ритм, который хочется отхлопывать ладошками или отстукивать ботинком, пока слушаешь мелодию. Сильные доли - главная составляющая мелодии, ее стержень.
В январе вас ждет вебинар от профессионального музыканта, который поможет разобраться с этой темой.

Принцип монтажа по ритму гласит: делайте склейки на сильных долях (на моментах хлопка ладошки), а длительность кадра связывайте с ритмичностью мелодии.

Это не значит, что на каждой сильной доле обязательно будет склейка. Но если в кадре происходит какое-то важное движение или стыкуются два плана, то будет здорово, если они совпадут с сильной долей. Если в мелодии наступает проигрыш, барабанщик отбивает ритм, а вы начали делать склейку на каждом стуке - доведите такой ход до конца проигрыша, держите заданный темп.
Как распознать биты?

Что может помочь в поиске сильных долей? Функция видеоредактора «Распознать биты. Если говорить грубо - бит в данном случае будет соответствовать сильной доле в мелодии. Программа покажет вам моменты, на которых можно делать склейки. Не воспринимайте маркеры в программе как непреложное правило, просто ориентируйтесь и на них.
Пример монтажа по сильным долям
Мы смонтировали клип, ориентируясь на сильные доли, вот что получилось.
Для любопытных также есть бэкстейдж :)
Цвет в кадре
Цвет - важнейшая составляющая кадра.

Представим: герой в кадре сидит у компьютера в красной майке и пьет воду из зеленой бутылки. Нам часто кажется, что бутылка зеленая, потому что такой реквизит нашелся в студии, а майка красная, потому что стилист решил, что она красивая. Это не совсем так.
Дело в том, что режиссер решил строить этот кадр в цветовой схеме, при которой важно появление определенных цветов в кадре, их сочетание, а также процент экрана, который они занимают.
Уточним:


  1. Зеленый-красный цвета, которые хорошо сочетаются между собой и могут появиться в одном кадре.

  2. Красный - цвет опасности и тревоги, зеленый - цвет природы, спокойствия и умиротворения.

  3. Красного в кадре больше, чем зеленого.

В ситуации с майкой и кружкой, вероятно, герои - это злодеи или с ними в ближайшее время должно произойти что-то не слишком хорошее, а может происходит уже сейчас. Именно поэтому красный занял так много места в кадре, тогда как зеленый - лишь маленькую часть. Если бы режиссеру было важно показать, что все в порядке, а опасность миновала, он переодел бы актеров в зеленые майки, а бутылку сделал бы красной.
Как работать с цветом?

Цвет в кадре влияет и на художественную составляющую, и на эмоциональное восприятие картинки зрителем, поэтому важно и то, какие цвета есть у вас в кадре, и то, как композиционно они расположены.

Звучит довольно сложно, но на самом деле работа с цветом - интересная игра. По цвету кадра можно угадывать жанр фильма, сцену, а иногда и события. Часто начало у фильма снято в теплых тонах, в кадре много желто-коричневого или зеленого, все беззаботно, в кадре завтрак семьи, игры на природе… Когда мир разрушен, герой угнетен, кругом уныние и нет решения - герой будет окружен серыми, синими холодными тонами. При опасности и тревоге - красными, при надежде на лучшее - белыми. Замечали как сильно по цвету отличаются первые и последние фильмы о Гарри Поттере?

Где найти цвета, которые идеально сочетаются между собой? В цветовом круге.

Популярные цветовые схемы
1. Два цвета напротив друг друга
(теплый-холодный)


На цветовом круге они расположены друг напротив друга (комплементарные цвета). Такое контрастное сочетание хорошо помогает расставить акценты. Но если их использовать в равных пропорциях, они могут перебивать друг друга.

2. Три цвета: два близко, а один противоположный.

В таком сочетании один из комплементарных цветов заменяется на два соседних. Сочетание остается контрастным, но уже не таким резким.

3. Три цвета рядом

Сочетаются три цвета, которые стоят рядом на цветовом круге. Такая палитра выглядит спокойной и отлично подойдет, если вам нужны мягкие переходы без резких акцентов.
4. Три цвета составляют равнобедренный треугольник

Для сочетания берутся три равноудаленных цвета. Они дадут сбалансированное сочетание кардинально разных цветов.
Примеры цветовых сочетаний в кино
Самое популярное сочетание желто-оранжевый и сине-зеленый, потому что лица людей теплые,
почти оранжевые и в кадре они хорошо смотрятся на холодных приглушенных синих тонах.
Конечно, режиссеры распоряжаются этой цветовой схемой на свое усмотрение и иногда цвет становится едва ли не важнейшей характеристикой героя или пространства.
В клипах работа с цветом продумана. Ведь для них очень важна красота, яркость, сочность картинки, поэтому режиссеры могут позволить себе все, что угодно. Цвет - огромный источник вдохновения для построения кадра.
Свет в кадре
Как ни удивительно, но свет в кадре - продолжение истории с цветом. Ведь любой источник света имеет свой цвет. В фильмах и клипах работа со светом не всегда заметна, потому что у света есть разное назначение.

Вы наверняка слышали, что в студиях есть осветитель, а есть художник по свету.

Осветитель

Задача осветителя - правильно осветить площадку или сцену, предметы и лица героев в кадре; выставить свет так, чтобы не было пересвета, теней на лице, герой не сливался со стеной в студии, а его лицо не было зеленым. Чаще всего он работает с обычным холодным синим или теплым желтым светом.

Художник по свету

Задача художника по свету - рисовать светом, достраивать композицию кадра, акцентировать цветовую схему, высвечивать важные детали, задавать кадру глубину и атмосферу, удерживать внимание зрителя на нужном объекте. Здесь вступает в игру разноцветный свет.
Интервью с художником по свету
Партнер конкурса компания е2е4 продолжает серию полезных вебинаров для участников.
К 4 туру специалисты компании встретились и поговорили с художником по свету Дмитрием Чинновым.
Если вам любопытно узнать, как работают профессионалы, советуем посмотреть!
Примеры интересных вариантов цвета и света
Что делать, если нет профессионального света?
Соберите все подручные источники света, которые у вас есть. Подойдут: настольные лампы, светодиодные ленты, фонарик на телефоне, гирлянды, ночники... Для рисования светом подойдут зеркала, фольга, новогодний дождик, цветные полупрозрачные пластиковые папки... Протестируйте все, что у вас есть по отдельности и в разных сочетаниях. Посмотрите, что лучше всего работает на ваш замысел. При съемке клипа можно использовать даже самый странный и необычный свет. Постановка света в кадре - это очень творческая и интересная задача.
Что еще может понадобится для съемки клипа?

• Красивые или необычные локации (граффити, странные архитектурные формы, однотонные стены как у Икеи и т.д)

• Оригинальные цветные аксессуары (которые могут подчеркнуть мысль клипа, образ героя или завершат композицию кадра)

Только после того, как вы определитесь с песней, разберетесь с подходящим к ней цветом и светом, найдете оригинальные локации и соберете необычные аксессуары, вы можете приступить к разработке подробного сценария на основе ваших находок.

P.S. Гораздо проще сначала найти все необычное, а потом на основе этого создать сценарий, чем в первую очередь придумать сценарий, а потом искать к нему необходимое.

Теория съемки и монтажа. Какие планы нужны?
Клип — это территория нарушения правил! Хотите нарезать один и тот же кадр на мелкие кусочки так, чтобы ваш герой в кадре телепортировался с места на место? Легко! Такой прием даже имеет собственное название — jump cut.

(Если интересно поподробнее узнать о приеме, жми сюда)

Хотите забыть о смене крупностей и показать только нарезку из деталей? Пожалуйста! А может быть вам по вкусу необычные ракурсы? Добавляйте их хоть в каждый кадр! Не готовы снимать со штатива? Снимайте с рук (но обязательно используйте при съемке стабилизатор или его замену).
Обратите внимание, что в клипах очень часто камера куда-то движется. В клипах можно делать наезды-отъезды, панорамы. Камера может двигаться одновременно с танцующим человеком в кадре. Вы даже можете снимать вверх ногами, лишь бы такая картинка соответствовала мелодии и вашей задумке.

Если у вас нет слайдера, можно заменить его подручными средствами, например, для съемки панорамы отлично подойдет скейт, крутящийся стул, санки, тележка в супермаркете…


Главное, не забывайте о самом важном в клипе - монтаже по ритму!

Задания
MediaJunior, MediaMaker, MediaLeader
По многочисленным просьбам выкладываем обучение и задание 4 тура заранее.

В январе пройдет музыкальный вебинар (в помощь с монтажом по ритму), следите за анонсами.

Задание для Junior: ЗДЕСЬ

Задание для Maker: ЗДЕСЬ

Задание для Leader: ЗДЕСЬ
Вебинары
Вебинар «Современные клипы: от концепции до монтажа»

Ведущие: Герман Скворцов, режиссер, оператор и Александра Письменная, директор и основатель школы вокала Sing Like Me, профессиональная певица и педагог, лауреат и дипломант различных вокальных и музыкальных конкурсов, финалист конкурса «Жара», автор и исполнитель песен, продюсер.

Напоминаем участникам, что вы можете воспользоваться интересным предложением от Школы вокала Sing Like Me и снять музыкальный клип на гимн школы. По вашей заявке кураторы конкурса предоставят запись гимна.

Презентация вебинара
Ссылки на клипы и видео, которые разбирали на вебинаре:

Клип МС Сенечка, «Давай брейк». Обращаем внимание на съемку и свет.
(Время эфира – 18:58)

МТС бэкстейдж. Обращаем внимание на монтаж.
(Время эфира – 35:40)

Rick Astley - Never Gonna Give You Up.
(Время эфира – 44:10)

Zventa Sventana – «На горе мак». Эффекты, цвет, бюджетность.
(Время эфира – 46:28)

ZAINETDIN & RAHIMOV feat. Зилия Бахтиева, «Башкирская Алифба». Обращаем внимание
на свет и съемку.
(Время эфира – 59:39)

«Остров собак», официальный трейлер. Работа с композицией и действием в кадре.
(Время эфира – 01:03:10)

Задать вопросы спикерам:
Александра Письменная
директор и основатель школы вокала Sing Like Me
Герман Скворцов
Режиссер, Оператор
Наши контакты
Боровкова
Инна Юрьевна
старший специалист проекта Movavi Образование

куратор конкурса, г. Москва
contest@movavi.com
Зяблицкая
Мария Александровна
старший специалист проекта Movavi Образование

г. Новосибирск (UTC +7)
contest@movavi.com