Новости
Новости

Дайджест Учителей Movavi: вебинары, Minecraft и другие уроки дистанционки

В этой статье мы хотим поделиться опытом Учителей Movavi: как они перешли на дистанционный формат, какие инструменты используют сами и что могут посоветовать коллегам.

Екатерина Клинкова, Москва
«Я работаю в школе №1285 педагогом-психологом, классным руководителем, организовала школьную телестудию „Компас“, преподаю старшеклассникам по дисциплине „Индивидуальный проект“, а также курирую Школьную службу примирения. Все наши дети активно участвуют в различных конкурсах, конференциях, городских клубах и т. п.

Мы всегда жили в режиме многозадачности. Но карантин, безусловно, внес свои коррективы. Во-первых, понадобился материал для онлайн-уроков: срочно выбрать интересный формат, записать урок и смонтировать. Во-вторых, как быть с репортажами и новостными сюжетами для школьной телестудии? В-третьих, конец учебного года, а значит, финалы различных конкурсов, защита проектов ребят. Это лишь основные вопросы, которые надо было срочно решать.

Первый помощник, безусловно, Movavi. С этими программами и новости монтировали, и фото редактировали, и даже выиграли в инженерном конкурсе „3D БУМ“.

У меня, детей и родителей уже были программы Movavi – это, безусловно, огромный ресурс. С помощью Screen Recorder я записала мастер-классы для кружка, ребята смогли сделать видео для защиты проектов. Также мы пишем занятия для детей, отсутствующих по объективным причинам. Мои юные журналисты без оператора снимают онлайн-интервью с интересными людьми.

Дистанционное обучение показало, какие из моих проектов жизнеспособны, а над чем надо поработать. Например, в онлайн вышли Школьная служба примирения и телестудия „Компас“. Сложнее было с мастерской фоторетуши, традиционно действующей в преддверии 9 мая, но это скорее связано с техническими возможностями ребят. 

Я считаю, что моя работа на онлайн-платформах продолжится и на традиционном обучении. Это удобно, когда нужно встретиться, порефлексировать, срочно обсудить что-либо. Если успешно освоим онлайн-интервью, то и они впишутся в наш медиаплан».

image

Роман Раков, Зеленодольск

«Я педагог дополнительного образования в „Центре творчества ЗМР РТ“. До карантина я как раз задумался о том, чтобы начать делать онлайн-курсы. Стал изучать это направление, разбираться с программами, и уже к карантину у меня появился хороший багаж знаний. Я использовал его и провел первое дистанционное обучение для своих коллег – „Онлайн-образование быстрыми шагами“. В условиях вынужденных каникул я оказался единственным, кто имеет об этом представление и обладает техническими навыками. Курс пройден, и переход на дистанционное образование в нашем учреждении оказался не таким болезненным.
Также очень помогло программное обеспечение от компании Movavi, c которым я познакомил преподавателей и раздал им бесплатные ключи. Мои ребята безболезненно перешли на онлайн-образование в нашей студии.

Изучив новое направление, я выбрал для себя несколько удобных платформ для работы: „АнтиТренинги“, Stepik и „Google Класс“. Также я использую платформы для вебинаров MyOwnConference и Zoom.

Мой курс для ребят проходит на платформе „Google Класс“. В нем есть все необходимые инструменты: формы, которые хороши для тестов и опросников, а еще презентации, таблицы, интеграции с YouTube и многое другое. Ответы отправляют там же.

Мой курс – это набор теоретических материалов с практическими заданиями. Вебинары и видеоуроки, которые я записываю ученикам, можно проходить в любое время. Ведь занятость сейчас у школьников даже больше, чем у взрослых. Если что-то совсем непонятно, то мы созваниваемся или собираем вопросы и отрабатываем на вебинарах.

Коллегам хочу посоветовать использовать этот новый инструмент и максимально искать выгоду из сложившейся ситуации. Чаще используйте визуальное общение с ребятами. Опираясь на свой опыт, могу сказать, что эффект от него выше.

Создавайте интересные ролики. Изучайте работу перед камерой. Ведь если вы боитесь говорить, пугаетесь объективов, чему можете научить детей? Они видят ваш страх и в лучшем случае жалеют вас.

Исходя из своих наблюдений, хочу посоветовать учителям не хватать много ресурсов, не использовать все платформы разом. Лучше выберите одну и там оттачивайте ваш урок до совершенства. Для школ есть хорошие платформы: „Яндекс.Школа“, „Фоксфорд“ и так далее. Для дополнительного образования существуют Stepik и „Google Класс“. На этих площадках можно спокойно создавать свои курсы, не переплачивая и используя все инструменты.
Преимущество онлайн-образования в том, что ты не привязан к определенному месту. Это значительно экономит средства некоторых ребят. Есть несколько учеников, которые живут далеко от нашего Центра. Добираться порой долго и финансово сложно. Так вот, теперь этой проблемы не существует.

Удаленная работа и учеба – это будущее. Ребята уже сейчас приобретают возможность привыкнуть к этому, научиться пользоваться инструментами и, что немаловажно, приучаются к самостоятельности.

Если смотреть в будущее, то я думаю, что дистанционное образование укоренится в школах и в учреждениях дополнительного образования. Оно будет дополнением в образовательных программах: наряду с офлайн-курсами будут и онлайн-задания. Например, решение домашних заданий может сопровождаться консультацией преподавателей или наставников.

Появится возможность выбрать преподавателя из другого города, учителя с уникальными знаниями или ведущего предмет, которого нет в школе ученика. Например, на уроке астрономии можно проводить виртуальные экскурсии по космическим станциям, где в роли гидов выступают космонавты. А мы с ребятами, не выезжая из города, посетим один из павильонов Останкино, поучаствуем в съемке программы новостей. А может, удастся договориться с голливудским режиссером, и он проведет нас по своей съемочной площадке.

Но это пока фантазии, а реалии нам говорят, что не стоит сопротивляться прогрессу. Мы учителя и в первых рядах должны осваивать новые инструменты для образования, чтобы в Интернете люди получали знания от компетентных людей с опытом и необходимым навыком».
image

Татьяна Свалова, Старопышминск, Свердловская область

«Мне знакома система дистанционного образования, в нашей школе уже 2 года субботы на дистанте. Чтобы перевести учеников на такую форму, администрация обучила учителей и обсудила стратегии обучения. Сначала на дистант вынесли все предметы, которые шли чаще одного раза в неделю.
На тот момент у меня был только 9 класс и одна информатика была очной, второй урок – заочным. Сперва на ребят упала волна разных ресурсов от разных предметов. Я выкладывала теоретическую часть и небольшие задания на теорию в облачный сервис. Ученикам сначала было тяжело, поскольку они читали теорию только перед контрольной, а практику мы еженедельно выполняли на уроках. Преимущество дистанционного образования в том, что ребята учатся самостоятельно распределять свои ресурсы, сообща работать над совместными презентациями или документами.

Мой любимый ресурс – это Google-форма с разделами и интегрированным, собственноручно приготовленным видео. Большой плюс, что ребятам не нужно регистрироваться на сайте. Они смотрят видео, отвечают на вопросы, и я сразу вижу результат.

Мне не хватает единого ресурса со всеми нужными учителю инструментами. И приходится использовать около 10, зато лучших. И считаю огромным преимуществом те, где ученикам не нужно регистрироваться!

Коллегам я советую понять один важный момент: дистанционное образование – это совершенно другой процесс! В нем не должно быть ручной проверки или проверки по фотографиям! Не наказывайте себя и учеников, давайте маленькие порции знаний, не спешите за программой!

Я надеюсь, что дистанционное образование станет помощником в работе учителя, разгрузит его».
image

Екатерина Шинкоренко, Кемерово

«Ранее мне не приходилось вести уроки дистанционно, обычно все сводилось к общению во ВКонтакте, где я давала ученикам ссылки на уроки в YouTube или виртуальные модели.Мы очень легко перешли на дистанционку! Как только стало понятно, что грядет еще один „безучебный“ период, я сразу спросила у учеников, где будем заниматься. Очень многие предложили Discord, по сути – геймерский чат.

Было предложение установить Zoom, но мы сразу решили созваниваться без камер. Не каждый захочет показывать, что у него дома происходит, особенно с учетом того, что многие родители тоже дома. Ученики полностью меня курировали: как установить, как зарегистрироваться, как создать каналы, как настроить микрофон. Даже выбрали мне наушники с гарнитурой и указали адрес магазина, где они есть в наличии! Ребята очень воодушевились тем, что ОНИ помогают учителю.

Дистанционное образование нужно рассматривать с двух сторон:

1. Со стороны учеников, у которых я откровенно спросила мнения: им тихо и спокойно, никто не кричит на переменах, не нужно сломя голову бежать в другой кабинет. Ребята сидят в удобных позах в родных пенатах, кошка под мышкой, на столе любимый чай, на экране узнаваемые слайды, а в наушниках вещает тот самый голос учителя, который ты узнаешь из миллиона. Ну, мечта же! Психологический комфорт вырос однозначно!

2. Со стороны учителя: я увидела шикарную возможность вести консультации и курсы не сразу после 7–8 уроков, когда уже вымотаны и ученики, и учитель, а в удобное для всех время! Плюс отличная возможность обсуждать проекты и подготовку к конференциям. Даже если ученик не сможет присутствовать на уроке, ребята могут запускать ему канал с телефона – вот и виртуальное присутствие. Это идеальный выход для ребят, которые часто болеют.

Мы проводим уроки через стримы. Я расшариваю экран, и ученики видят всё, что я делаю на компьютере, но при этом я не вижу их. Мне не хватает ответной реакции и взглядов, но это дело привычки.

Итак, что же я показываю ученикам? Начну с самого простого – презентации, которые подготовлены к каждому уроку. Тут и теория с картинками и гифками, и решение задач. Если нужно что-то более подробно объяснить или нарисовать, тогда делаю скрин задачи и начинаю рисовать в Paint. Графический редактор очень спасает на геометрической оптике!

Физику нужно показывать. Мне на помощь приходят компьютерные программы Electronics Workbench или GeoGebra. Хороший вариант для уроков астрономии – это Stellarium.

Куда же без видео? Заранее открываю ссылки, например, на НИЯУ МИФИ или GetA Class на YouTube. Но недавно я стала записывать видео в школе, это могут быть опыты или визуальные физические правила. Ученики отметили, что так даже понятнее, т. к. знакомый учитель объясняет в своей привычной манере. А теперь мы снимаем наши уроки, монтирую в Movavi и прикрепляю к ДЗ в электронном журнале! Попробуй отвертеться, что тебя не было или что-то просмотрел. Отдельное огромное спасибо дизайнеру Screen Recorder! Это самый удобный рекордер из опробованных!

А как же быть с лабораторными работами? Имеются виртуальные лабораторные работы: изучить модель, провести опыты, выполнить вычисления, сделать вывод. Вот наглядный пример:

  • 11 класс повторяет кинематику и динамику, определяя ускорение свободного падения и сравнивая его со значением, которое могут найти в Интернете. 


В последнее время в 8 классе я веду уроки в Minecraft. Заранее захожу в наш мир, где есть школа, которую ученики построили совместными усилиями. Там я оставляю ссылку на свои презентации, видео и интерактивные модели. Перед уроком ученик заходит в игру и транслирует свой экран. Ученики видят его в игре, а там – моя презентация! Ученик листает, остальные игроки-ученики сидят за партами, а я рассказываю. Периодически и сама веду уроки в специальном скине, который максимально на меня похож. Ученики балдеют!


Расскажу про домашние задания. Я и ранее задавала ребятам читать параграфы, изучать интерактивные опыты и смотреть полезные видео. К тому же в нашем электронном журнале есть возможность прикрепить тест. Так что домашние задания не изменились. Все нужное мы делаем на уроке, а дома ученики могут решать задачи из тех банков задач, которые им даю в начале года.
Что изменилось, так это проверка лабораторных работ. Мы договорились, что они пишут в тетради, фотографируют и присылают снимки в личные сообщения в электронном журнале.

Мне не хватает полностью интерактивных работ! Можно сделать их по типу рабочих тетрадей, но я понимаю, что вижу процесс обучения несколько иначе, нежели составители. Поэтому для учителя нужна функция что-то вроде „создать вопрос“, а ученик вписывал бы свой ответ в выделенное поле. Пока я не видела такого даже близко.

В заключение скажу о том, с чего начать переход на дистанционку. Самое главное – без паники! Нужно начать с выбора платформы. Лучше сразу спросить у учеников, где они уже зарегистрированы. Многие учителя кидаются на несколько платформ сразу: РЭШ, МЭШ и прочие ЭШ, YouTube, Google-формы и т. д. Это очень напоминает новичка в PowerPoint: побольше переходов да анимации, а в итоге за фантиком скрывается уже не самый качественный контент.


Но самое главное, что ученики уже замотались переключаться между огромным количеством ресурсов! Постарайтесь договориться с коллегами о единой платформе, заранее спросив мнение учеников.
Обратите внимание на составление расписания. Все участники процесса должны четко знать, что и когда будет. Это касается и учителей, которые, не спросив учеников и коллег, указывают время своей конференции. Ученики срываются с одной платформы, открывают другую, у кого-то виснет, у кого-то просто вылетела конференция… Не надо так, правда.

И вот теперь уже подбираем инструменты, которые вам привычны, а для учеников узнаваемы. Если хотите показывать свои видео, то не надо накладывать много эффектов – это выглядит так, будто ребенок впервые рисует красками.

Каналы настроены, ученики пришли на виртуальный урок. Тут может выясниться, что к вам пришел „в гости“ пранкер, который будет включать аудио или видео 18+. Коллеги, помним, без паники! Спокойно удаляем или баним этого „ученика“. YouTube сейчас кишит видео, на которых запечатлено, как учителей выводят из себя. Давайте не давать повод жирным троллям!Сомневаюсь, что в будущем наши уроки как-то сильно изменятся. Но теперь мы точно будем проводить консультации и курсы в онлайне! И точно приживется виртуальное „посещение“ уроков во время болезни.

P.S. Спросила у учеников, что может измениться на уроках после карантина. Кто-то считает, что многие учителя привыкли к мелу и тряпке и не смогут настроиться на онлайн-уроки. А учителя, освоившие что-то новое, примут это на вооружение. Некоторые упомянули „перевернутый класс“: тема и задание даются на самостоятельное изучение, а в школе разбираются самые сложные моменты. Да и от домашних заданий теперь не отвертеться, придется делать, ведь все учителя стали задавать его в электронном журнале».

image


Светлана Петухова, Новороссийск

«Раньше я вела дистанционные уроки с детьми-инвалидами и с ОВЗ. Все было хорошо: дети с удовольствием учились, результаты были отличные. Теперь, в связи с переходом на дистанционное обучение, формат поменялся.
Родители объясняют, что у детей с особыми образовательными потребностями возросла нагрузка работы за компьютером. Они очень устают, болят голова и глаза, портится зрение. Поэтому я создала сайт, где выкладываю учебные материалы и ссылки на обучающие видеоролики, размещенные на YouTube-канале. На сайте я выкладываю материалы для распечатки на принтере. Обратная связь идет через переписку в WhatsApp и звонки по Skype. Ребенок может посмотреть видеоролики в любое удобное время. По просьбе родителей, я чаще всего выдаю домашние задания для распечатки на бумаге.

Также я преподаю в образовательной школе. Раньше дистанционных уроков у них не было. Но сейчас и мне, и детям формат дистанционных уроков очень понравился. Я практикую различные формы дистанционных уроков, пробую различные образовательные платформы. Но наибольший результат дает самообучение детей, когда они мотивированы и работают на результат.

Приведу в пример интеллектуальную онлайн-игру, которую можно проводить в любых классах. Объемную тему делим на маленькие, чтобы подготовка не заняла много времени. А еще формируем в классе несколько подгрупп, каждой даем для подготовки свою маленькую тему.

Урок проходит в режиме видеоконференции с чатом. Учитель задает вопросы. Ученики отвечают вслух и пишут в чате. Одноклассники, которые согласны с ответом, ставят в чате плюсик. В результате весь класс узнает от своих одноклассников объемную тему, начинает в ней ориентироваться. Также происходит сплочение коллектива, ребята активно друг друга поддерживают при ответах. За 15 минут учитель успевает опросить весь класс, 5 минут на организационный момент, объяснение правил игры, подведение итогов, рефлексию. Затем учитель проводит анализ ответов, составляя сводную таблицу. Получается очень интересно и наглядно.

После выхода с карантина обязательно буду практиковать дистанционное обучение с болеющими, отстающими и одаренными детьми».